Исторические материалы о жизни и служении реформатора Яна Гуса

К 600-летию казни чешского реформатора Яна Гуса подготовлены аудиодиски:
«Ян Гус - чешский реформатор», «ХРАНИ ИСТИНУ», «Презентации».

Аудиозапись пражской конференции доступна для бесплатного скачивания по ссылке:

  1. СD "Ян Гус - чешский реформатор" - аудиозапись биографической книги (ноты, картины, гравюры, книги):
    https://yadi.sk/d/ACqXyoDMmAuyF
  2. СD "ХРАНИ ИСТИНУ" - аудиозапись международной историко-богословской конференции в Праге, 21-22 ноября 2015 года (статьи, ноты, фотографии, презентации, баннеры, буклеты): 
    https://yadi.sk/d/Xg9ysNV9mGWBj
  3. CD "Презентации": "Летопись жизни Яна Гуса" и "Пражская конференция 21-22 ноября 2015 г." (в трех форматах):
    https://yadi.sk/d/P0jDVe1EmGaqA  

 

«Живи на земле и храни истину» (Пс.36:3) 

Международная историко-богословская конференция  
и юбилейное торжественное богослужение
русско-украинской общины ЕХБ 
в память 600-летия мученической смерти
чешского реформатора Яна Гуса (1415-2015)  

г. Прага, 21—22 ноября 2015 года  

Шестого июля 2015 года в очередной раз по всей Чехии зажглись костры в память о сожженном Яне Гусе (1369-1415). Так чешский народ вспоминал своего героя – просветителя. В этот день исполнилось 600 лет со дня казни священника, проповедника правды, реформатора Чехии - Яна Гуса. Он призывал католическое христианство соответствовать Священному Писанию.

По случаю этой знаменательной даты 21—22 ноября 2015 года на родине Яна Гуса в городе Праге (Чехия) прошла славянская международная историко–богословская конференция. Её девизом стали слова Священного Писания: «Живи на земле, и храни истину». При Господнем содействии и искреннем расположении Пражской русско-украинской общины ЕХБ конференция прошла в центре столицы, в доме молитвы чешской общины, который построен в 1907 году и находится в окружении исторических зданий, в нем расположен большой зал с органом, со всей необходимой инфраструктурой.

Конференция состояла из двух частей. 21 ноября на историческом семинаре был изложен доклад на тему: «Защита истины в XV веке: хроника жизни Яна Гуса, его духовное наследие» (В. М. Хорев, г. Москва).

22 ноября на торжественном богослужении делились обильным наставлением П. В. Меркулов (г. Великий Новгород), В. Я. Скорняков (г.Калуга), А. Буллер (Германия), В. Руснак (г. Прага) о вызовах истине в XXI веке и убеждали святых и избранных хранить истину в чистом сердце, жить по правде, дорожить Богоприсутствием в личной жизни.

Преодолев большие расстояния, пожертвовав немалыми средствами, на конференцию съехались любящие евангельскую истину, трепетно относящиеся к труду предшественников христиане Чехии, Белоруссии, Украины, Молдавии, Эстонии, Германии, Центральной России, Сибири.

В начале конференции П. В. Меркулов (Великий Новгород) дал богословскую оценку всякой истинной реформации, вдохновленной Святым Духом. «Духовная реформация, истинное пробуждение – это не движение вперед, но глубокое стремление назад к началам, могучая тяга к Истоку, к Слову Божьему. Благополучие церкви не в том, чтобы прогрессировать, ориентируясь на достижения этого мира, а наоборот, возвращаться к началам, к Божественным заповедям, очищая свое сознание от традиций, привычек, порочной практики, неверного опыта».

Именно таким стремлением было характерно подвижничество Яна Гуса. Пробиваясь сквозь исторические наслоения, преодолевая враждебность и запреты, он, подобно сильным Давида, пробившимся сквозь стан филистимский, приник к живому Кладезю Слова Божьего и вобрал в себя эту Божественную благодать. Поразительно его признание: «Если бы антихрист открыл свою пасть и поглотил бы Слово Божье, я смог бы его восстановить по памяти, кроме книг Паралипоменон». Он наизусть знал почти всю Библию!

Затем участников конференции ожидало обширное, весьма интересное, назидательное и вдохновляющее повествование о жизни и служении Яна Гуса. Особенность доклада, представленного В. М. Хоревым, заключалась в том, что значительная его часть состояла из цитат, взятых из письменных работ реформатора: книг, проповедей, очерков, писем. С каждой озвученной цитатой, с каждым пояснением повествующего перед слушателями рассеивался туман столетий и  вырисовывался портрет служителя Божьего, воина правды и борца истины. Удивительно точны и соответственны Священному Писанию были его взгляды и суждения и, самое главное – его жизнь. С каждым штрихом докладчика все яснее проступали родные черты, и каждый возрожденный христианин с умилением и восторгом мог узнать в этом подвижнике своего брата во Христе.

Ян Гус, родившись в бедной семье, к 33 годам достиг высшего пьедестала в своей научной карьере – он стал блестящим ученым со степенью магистра, и занимал высшую академическую должность ректора Пражского университета. Однако, встретившись с Истиной, он, как и сыны Кореевы, был пленен Ее красотой и смиренно сложил у Её ног все свои регалии и достоинства.

Любовь к правде, пламенеющая в сердце Яна Гуса, не терпела никакого компромисса. Он проповедовал Слово Божье, акцентируя внимание слушателей на тех истинах, которые были искажены господствующей католической церковью. Вот некоторые тезисы его апологетики:

- Единственным авторитетом и источником веры является Священное Писание, Библия.

- Главой Церкви является Христос, а не Римский папа.

- «Папская булла об индульгенциях не согласуется с учением Христа. Ибо, если так продавать отпущение грехов, которое может даровать один только Бог, тогда и сам дьявол мог бы явиться и дать деньги, и тотчас попал бы на небо!» — твёрдо и недвусмысленно сказал Ян Гус с кафедры Вифлеемской часовни.

- Церковь должна быть отделена от государства. Повиноваться властям в духовных вопросах христиане должны лишь в пределах дозволенного. Если приказ противоречит учению Иисуса Христа, то подчиняться ему грешно, и христианин обязан воспротивиться такому приказу. Каждый знающий истину должен защищать её до смерти, в противном случае он может оказаться предателем истины, а, следовательно, и самого Христа.

- Послушание Богу более, нежели человекам.

- Каждый христианин должен искать правду, рискуя благополучием, спокойствием и даже жизнью. 

Исторический период, в котором взошла звезда Яна Гуса, был весьма тяжелым и мрачным. Церковь объявила монополию на истину, отождествила себя с истиной. В сознание людей насаждалась формула: «церковь есть истина, уста папы непогрешимы и говорят только истину, решения вселенских соборов – это истина в последней инстанции».

Великая миссия Яна Гуса совершилась в том, что он изменил сознание людей и провозгласил: «Христос есть Истина!», «Слово Твое есть истина» (Иоан. 17,17), а на церковь возлагается лишь ответственность истину утверждать (1Тим. 3,15), и насколько ей это удается, ровно настолько она и причастна к истине. Заслуга реформаторов состоит в том, что они вырвали истину у церкви и сказали: истина у Бога (1Иоан. 5,20; Иоан. 17,3), истина во Христе (Иоан. 14,6; Иоан. 1,14), истина в Писании (Иоан. 17,17). Они заменили авторитет духовенства авторитетом Библии. Принцип «только Писание» значит, что Библия является единственным эталоном истины. Церковь призвана защищать истину (2Кор. 6,7; Гал. 2,14), оберегать истину (Тит. 1,13-14; Гал. 5,7), сохранять истину (Гал. 2,5), утверждать истину (1Тим. 3,15; 2Петр. 1,12), распространять истину (2Тим. 2,15), поклоняться в истине (Иоан. 4,24), ходить в истине (3Иоан. 1,4), открывать истину (2Кор. 4,2; 1Тим. 2,7), обращать к истине (Иак. 5,19; Иоан. 8,32), но церковь не является самой истиной! Не церковь произвела Писание, а Бог.

Во второй день конференции говорили камни. Участники прошли по улицам Праги, осмотрели многие исторические места, связанные с жизнью магистра Гуса и историей гуситского движения: Пражский университет, Вифлеемская часовня, Староместская площадь, Карлов мост, музей инквизиции. С особым вдохновением и трепетом в стенах Вифлеемской часовни был исполнен гимн о Яне Гусе: «Горел костер, огнем пылая…» написанный по случаю 550-летия со дня казни. Возможно, впервые эти древние стены огласило пение русских братьев, пение гимна, написанного в память этого подвижника.

Экскурсия «Тропа Гуса» была организована по следующим городам: г. Гусинец (юг Чехии) - место рождения и детства Гуса; замок «Козий Градек» - в нем реформатор укрывался после изгнания из Праги; г. Констанц  (юг Германии) - место ареста и осуждения реформатора как еретика. В Констанце, на месте казни Гуса, в 1865 году установлен большой камень в память о мученике. 600 лет назад палачи тщательно собрали прах мученика,выбросили его в реку Рейн, чтобы на вечные времена изгладить память о великом реформаторе, но исполнилось обетование Божье:  «В вечной памяти будет праведник».

Братья из России, вдохновившись подвигом веры Яна Гуса, возложили цветы на то место, где казнили Гуса, в молитве благодарили Бога за торжествующий собор праведников на небесах.

Разъезжались участники конференции, исполненные радости и вкусившие хлеба жизни. Вот некоторые свидетельства:

- Я благодарю Бога, я в восторге от услышанного. Пример Яна Гуса побуждает хранить истину любой ценой, и эту позицию передать детям, внукам.

- Познакомившись с большими подробностями трагичной биографии Яна Гуса, его бесстрашным противостоянием греху, царствовавшем в католической церкви, главным образом в рядах кардиналов, пап и священников, служитель из России сказал: «Проповедуя Евангелие, моя жизнь не раз была на грани смерти. Слушая о Яне Гусе, я всем сердцем обновил своё посвящение Богу...» — И сдерживая слёзы, брат продолжил: «Чтобы исполнить волю Божью до конца, как Ян Гус».

- «Дело Яна Гуса побудило мир служить Богу». Хочу, чтобы мои слова и дела побуждали людей служить Богу.

- Я с трепетом восприняла эту конференцию. Воодушевлена тем, что Господь прославил Своё величайшее имя. Действия Духа Святого неизменны, как в первом веке, в пятнадцатом, когда жил Ян Гус, в двадцатом, когда жили мы. Хочу, чтобы и в ХХI веке через христианскую молодёжь Бог прославился Своим могуществом, силой и победой при любых обстоятельствах.

- Перед нами начертан образ подвижника. Он знал ради чего жил и жертвовал жизнью. Много мог иметь в этой жизни, но ради Бога всё расточил. Дал бы Господь, чтобы каждый мог зажечься подвигом Гуса: идти и провозглашать правду Божью.

- Эта конференция послужила источником большой информации. Внимание христиан часто сосредотачивается на второстепенном, но не на посвящении себя Богу. Хочется быть похожим на Яна Гуса.

- Сохранить истину Божью возможно. Яну Гусу говорили: «Пережди, пока индульгенции продадут, а потом будешь проповедовать». В 50-е годы прошлого столетия убеждали дождаться лучших времён. Сегодня говорят: «Другое время! Сейчас век технологий, интернета». Нет! Истину Господню возможно сохранить в любое время — были бы мы только готовы жертвовать собой.

- Благодарю Бога за возможность быть на этой конференции, она прекрасная! Твёрдый дух, который имел Ян Гус и российские служители-узники, да будет и у нас.
 

Итак, с радостью и глубоким удовлетворением скажем: на фоне умалчивания подвига Яна Гуса, прошла единственная славянская историко-богословская конференция. Ни один из 28 славянских союзов ЕХБ и братств официально не отметили эту дату исторической конференцией. Что-то неладное происходит с нашей памятью! Эту брешь забвения подвижника Божьего и призвана была восполнить Пражская конференция.  

Её итогом стали утвержденные, весьма важные истины:  

  1. Прервана нить позорного умышленного молчания. На вопрос:  «почему в столь знаменательный год имя Яна Гуса окружено молчанием?» - один из пасторов баптистской церкви откровенно ответил: «чтобы не нарушать межконфессионального диалога». То есть, Ян Гус, совершавший служение в истинном евангельско – апостольском духе, эта жемчужина церкви, предан забвению, только для того, чтобы не помешать блудным экуменическим взаимосвязям, потому что для католической церкви Ян Гус до сих пор является еретиком.

Молчание объясняется ещё и тем, что духовное наследие Яна Гуса не совсем приемлемо для современных протестантских церквей. Руководитель одного из славянских братств заявил: «Мы протестанты - не простые овечки. Если надо, мы, как и наши отцы – реформаторы 16 века, сражавшиеся в войнах, можем взять оружие в руки и отстаивать свои принципы». Конечно же,  он не имел в виду Яна Гуса, призывавшего отложить светский меч и взять меч духовный. Реформаторам же 16 века был присущ неосознанный радикализм. Основатели лютеранской и реформаторской церквей жестоко преследовали анабаптистов.  Жан Кальвин для жителей Женевы ввел церковную и полицейскую дисциплину, а на непокорных налагал весьма строгие наказания: изгонял из города, заключал в тюрьму, привязывал к позорному столбу, осуждал на смертную казнь. Ян Гус является блестящим исключением из общего правила.  Его гуманный образ не омрачен религиозной тиранией и просветлен мученической смертью за убеждения. Он остался примером истинного пастыря, который молился за своих врагов, благословлял перед казнью своих тюремщиков и благодарил их. «Из чтения сочинений Гуса и свидетельств о нем, мы должны признать, что не знаем исторического деятеля, более глубоко проникнутого духом христианской любви», – пишет историк А.Гильбердинг. Богословие Яна Гуса никак не согласуется с вовлеченностью в государственные дела, в политику, в войны. Печальный вывод таков: большинство современных протестантских союзов ЕХБ на западе и востоке не являются духовными наследниками Яна Гуса, потому его и не вспоминают.

Потрясающим является тот факт, что служители Инициативной группы в 1961 году, обладая весьма скудной осведомленностью о личностях духовных реформаторов (в силу отсутствия информации, особенно о Яне Гусе) упомянули о нем и в Первом и во Втором Послании Инициативной группы. Поистине, к этому направило их Помазание. 
 

  1. Отсчет европейской реформации следует начинать со дня сожжения Яна Гуса. Эта переворачивающая привычное сознание истина утверждена исчерпывающей аргументацией. Сломлен общепризнанный исторический штамп, что Реформация началась в Германии, и что ей 500 лет. Как раз в Германии был сожжен Ян Гус, и никто не противостал этому. Германия тогда еще лежала в тяжелом сне. Чехия же к тому времени уже полыхала огнем пробуждения. В конце 15 века гуситы принесли Евангелие на славянские земли в Россию, Украину, Молдавию, Белоруссию. Костер, на котором сожгли Яна Гуса, зажег огонь реформации в Европе. День казни Яна Гуса – 6 июля 1415 года стал точкой отчета 600-летия европейской реформации!

Мартин Лютер считал, что он вошел в труд своего великого предшественника и смиренно называл себя гуситом. Вот что он писал: «прекрасный и великий дух обитал в этом муже, Яне Гусе, который так по-христиански пишет и поучает, так рыцарски борется с соблазнами смерти, так терпеливо и смиренно все переносит и, наконец, так мужественно принимает страшную смерть ради истины, при столь сильных вельможах, многих высоких сановниках, собранных со всего мира, и среди них он стоит одиноко, как овечка среди многих львов и волков. Если он еретик, то, конечно, на земле не явился еще ни один истинный христианин, – ибо по каким же плодам хотят распознавать истинного христианина, если не по тем, какие представил Ян Гус?».

Как же получилось, что ученика сделали выше учителя? Почему образ ученика затмил образ учителя? Мартин Лютер продолжил и развил дело Гуса. Спустя столетие, вслед за Чехией, пробудилась и Германия.

Чехия пережила освобождение дважды: под влиянием Реформации 15 века – от власти папы Римского, в 20 веке под влиянием Реформации, начавшейся в русском братстве, освободилась от мирового господства атеизма.

История жизни чешского реформатора и мученика 15 века Яна Гуса отвечает на еще один весьма важный вопрос: «Где была истинная церковь в период инквизиции? Неужели врата ада ее одолели?» Нет! Верные Христу, движимые Духом Святым, во все времена имели одну веру, один дух, один эталон истины во Христе, в Слове Божьем. «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12,11). Мы стоим на плечах этих гигантов! Не с нас началась история. Мы вошли в труд их.

Итак, на конференции были достигнуты три цели: 1) восстановить историческую память о духовном наследии реформации 15 века; 2) осознать вызовы истине в 21 веке, вдохновить христиан «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд.1:3); 3) утвердить историческую правду.

Мы благодарны всем, кто содействовал в организации и проведении пражской конференции. Во многих городах трудились добровольные помощники, которые переводили тексты, проводили архивно-исследовательской работу. Бог вдохновил поэтов написать стихи. О жизни и служении Яна Гуса подготовлены содержательные доклады: «Принцип начала» (П. В. Меркулов), «Ян Гус, как музыкальный служитель церкви. Музыкальное наследие Яна Гуса: его роль в истории церковной музыки» (Л. Охотина-Гордеюк), «Жемчужина чешской земли» (Л. Е. Богданова).

На основании документов написана книга «Ян Гус – чешский реформатор» (автор В. М. Хорев). В основу книги положены документы первоисточника: 98 посланий Яна Гуса, из них 50 писем написаны в Констанцской темнице. Богатейший пласт духовного наследства чешского реформатора сделан доступным Церкви Христовой.

На конференции сводный хор вдохновенно исполнил гимн «Смертью смерть попрал». Автором слов и музыки является Ян Гус. Гимн написан для членов Вифлеемской часовни, его пели чехи перед вечерей Господней. Композиторы музыкально хорового отдела МСЦ ЕХБ написали аранжировку этого гимна для хорового исполнения (Д.Простомолотов) и для общего пения (Л. Охотина-Гордеюк, М. Парафейник).

В гимнологии славянской  церкви ЕХБ это самый древний гимн, ему более 600 лет. Ян Гус был бы доволен, услышав этот гимн в исполнении русского хора.

Конференция окончилась призывом В. М. Хорева: «Любовь без истины – это Вавилон. Написано: «Любовь… сорадуется истине» (1Кор.13:4,6). Евангельская любовь между христианами может строиться только на фундаменте истины, на правде Божией. Объединимся в Истине!»

Некто сказал: «В истории важно только то, что мотивирует нас на поступки». Биография Яна Гуса призывает христиан вернуться к Библии и признать ее единственным основным и авторитетным источником христианского учения. Ян Гус дорожил истиной больше, чем жизнью. «Живи на земле и храни истину» - это стратегическая задача Церкви в 21 веке. Покушение на истину умножилось. Вселенская битва против Истины еще впереди, однако, мы знаем, что она закончится победой Христа. Всем избранным и верным дано право быть участниками этой победы вместе со Христом.

Пусть наша память не будет короткой. Она восставит для нашего назидания и духовного вдохновения еще многих прекрасных наставников, о которых Библия говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).
 

ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
СОСТАВИЛ - В. М. ХОРЕВ
МОСКВА, 2015